Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Впервые с послевоенных времен глобально перекраивается геополитическая карта мира, распадаются старые и складываются новые внешнеполитические альянсы. Это перестроение происходит на фоне серьезного экономического кризиса, который, скорее всего, повлечет за собой кардинальную перестройку мировой финансовой системы. В то же время наступление глобализации стирает границы между внешней и внутренней политикой государств, между мировой и национальной культурой, приводит к общим вызовам, которые, как правило, далеко не сводятся к агрессивным войнам между государствами. Новые вызовы и угрозы (прежде всего, международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, а также нелегальная миграция) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления. Причем эти угрозы исходят как от негосударственных субъектов, так и от государств. Противоречивость тенденций, определяющих современное состояние международных отношений, обусловливается переходным периодом их развития. Эти тенденции также отражают различия в понимании реального значения и последствий окончания «холодной войны». Глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение, что предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики. По мере преодоления сдерживающего воздействия биполярной конфронтации все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мира. Возрастает значение религиозного фактора в формировании системы современных международных отношений, в частности их нравственного основания. Эту задачу невозможно решить без обращения к общему нравственному знаменателю, всегда существовавшему у основных мировых религий. Реакция на перспективу утраты историческим Западом своей монополии на глобализационные процессы находит свое выражение, в частности, в инерции политико-психологической установки на «сдерживание» России, включая попытки использовать в этих целях избирательный подход. Греческий философ Лукиан говорил: «само по себе ожидание надвигающейся беды приводило многих к ситуации серьезнейшей опасности». Опасность сегодня угрожает всем нам, она стучится в дверь каждого. Если мы хотим минимизировать опасность, масштабы и ущерб современных вызовов и угроз, следует без промедления находить ресурсы, силы в обществе и государстве, оперативно решать возникающие проблемы в деле обеспечения национальной безопасности государства. В этих условиях, наряду с позитивной тенденцией - укреплением позиций Российской Федерации на международной арене, проявились и негативные тенденции. Одной из таких тенденций является продолжающееся распространение угрозы терроризма. И не просто терроризма, а международного терроризма, которому присущи нестандартные действия для обхода традиционных мер обеспечения безопасности и который является одним из следствий глобализации. Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Его главная отличительная черта – это размывание границ между международным и внутренним терроризмом. Сегодня расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в современном мире. Чтобы нарушить международную безопасность, раньше были нужны огромные армии и большой промышленный потенциал. Теперь тайные сети отдельных лиц могут приносить на наши земли великий хаос и страдания, тратя меньше денег, чем стоит, например, один танк. Террористы организуются, чтобы проникать в открытые общества и обращать мощь современных технологий против мирных граждан. Мировое сообщество столкнулось с новым видом терроризма, который не мотивирован политическими целями, а движим фанатическим экстремизмом и животным стремлением к убийству. На этом фоне чрезвычайно оптимистичны заявления отдельных политических лидеров о снижении террористической угрозы, а также их надежда на то, что терроризм исчезнет с лица Земли после принятия очередной резолюции Совета безопасности ООН по тому или иному террористическому акту. Сегодня терроризм не очерчен границами одного государства, или одного вероисповедания, а его пособники не являются представителями одной национальности. Все это говорит о том, что зарождается новая террористическая волна. Терроризм многолик. Сегодня терроризм – это не только культ и практика насилия, он стремится обосновать свою идеологию. Преступный по своему характеру, он бывает внутригосударственным, причем в этом случае осуществляется не только преступными группировками, но и тоталитарным государственным аппаратом подавления, являясь, таким образом, государственным терроризмом. Большой ущерб мировому правопорядку и международным отношениям наносит международный терроризм, в значительной мере вырастающий на почве ненависти к миру, междоусобного религиозного экстремизма и шовинизма. На всех этапах своего развития терроризм представлял собой явление, обусловленное многочисленными социальными причинами и развивающееся по мере их изменения. Центральное место в истории возникновения терроризма занимают социальные противоречия, не получившие своевременного разрешения и достигающие конфликтной формы на ее конфронтационной стадии. Обострение социальных противоречий нередко порождает со стороны существующих в обществе отдельных социальных групп, общественных и политических организаций, в случае острого, действительного или мнимого ущемления их интересов или угрозы им, различного рода неадекватные реакции на сложившееся положение вещей, в том числе – и использование общественно опасных, нередко противоречивых способов их удовлетворения. В целом терроризм может быть отнесен к таким неадекватным реакциям. Н.А. Бердяев характеризовал террор как «один из самых низких явлений человеческой жизни, падение человека, помутнение человеческого образа. Практикующий террор перестает быть личностью, он находится во власти демонических сил». Одной из существенных причин, порождающих терроризм, является миграция населения. Глобализация приводит к тому, что практически все страны в той или иной степени оказываются вовлеченными в миграционные процессы, а многие из них - зависимыми от участия в международной миграции. Фактически международная миграция, особенно международная трудовая миграция, становится важным фактором глобализации экономики, обеспечивая перераспределение рабочей силы, повышая занятость населения, способствуя росту производительности труда и ускоряя общий экономический прогресс. Более существенным становится ее вклад в демографическое развитие развитых стран мира. Особую значимость приобретают качественные изменения в мировых миграционных потоках, в рамках которых выделяют такие негативные явления, как «утечка мозгов», этнонациональные и межрелигиозные конфликты, растворение культурных ценностей титульных наций и т.д. Аргументы, факты и цифры: В докладе ООН количество мигрантов в России на конец 2005 года оценено в 12,1 млн. человек – более 8% населения, или каждый 12-й человек в стране! По статистике ФМС, ежегодно на заработки в Россию приезжает более 20 млн. человек. Большая часть иммигрантов находятся в России нелегально. Согласно данным МВД и пограничной статистики в Россию с различными целями ежегодно приезжает более 12 миллионов нелегальных мигрантов. В ряде регионов (крупнейшие города, приграничные территории, районы компактного проживания отдельных этнических групп) с нелегальной миграцией связано осложнение криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки. Для такой многонациональной страны как Россия и при ее сложной демографической и экономической ситуации рост количества мигрантов не титульных национальностей - бомба замедленно действия под будущее нации. Большинство приезжих - гастарбайтеры, а также проститутки из стран СНГ. Как минимум пять миллионов из них оседают в Москве и Московской области. «Если в ближайшее время не принять кардинальных мер в сфере миграции, то Россия и дальше будет оставаться центром приема и одновременно страной вывоза людей для криминальной эксплуатации», - считают в Федеральной миграционной службе России. Данные Федеральной миграционной службы России также свидетельствуют, что на заработки в нашу страну, прежде всего, едут граждане Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Молдавии и Украины. По расчетам экспертов, во внешнюю трудовую миграцию вовлечено около 7 процентов активного населения Узбекистана и до 35 процентов граждан Киргизии и Таджикистана. Аргументы, факты и цифры: Так, в Москве самая мощная и влиятельная группа, контролирующая продовольственные рынки, - азербайджанская (в их владении, например, Северный и Черёмушкинский рынки). Есть ещё китайская группа, дагестанская (в основном в Подмосковье) и т.д. По мнению председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Владимира Васильева, в России увеличиваются кавказофобия и китаефобия, а в национальных республиках, напротив, сильна русофобия и происходит дискриминация русского населения. Наибольшее число нелегальных мигрантов выявляется в Московском регионе, в Санкт-Петербурге, Приморском, Краснодарском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, pеспубликах Бурятия и Карелия, а также в Северо-Кавказском регионе. Аргументы, факты и цифры: Так, 50% россиян выступают за введение ограничений для выходцев с Кавказа, 46% - для выходцев из Китая. Еще 16% выдвигают лозунг «Россия для русских», а 37% пассивно их поддерживают. С 2000 по 2005 год количество нападений на иностранных граждан увеличилось на 84% - с 7,2 тысячи до 13,3 тысячи. А из 67,3 тысячи иностранных студентов, обучающихся в России, нападениям подверглись 0,6%. Обществу необходимо осознать, что нужна контролируемая миграция, и принять все меры по разработке разумной долговременной концепции государственной миграционной политики в области международной миграции. Необходимо оказать влияние на государственные структуры по выработке стратегии миграционной политики, которая принимала бы во внимание экономические, демографические, этнические и другие аспекты развития страны. Такая стратегия должна быть основана на понимании того, что миграция для России - это благо, а не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства. Русские мыслители предсказывали, что со временем на смену войнам материальным с их ужасами, кровью и убийствами придут войны духовные, «война духов». В них останутся борьба, движение, историческое соперничество. Но способы борьбы будут более тонкими и внутренними, по сравнению со слишком грубыми и внешними методами материальных войн. Но и тогда сохранится боль движения и борьба. Счастливого покоя, благодатного эклибра не наступит. Духи добрые будут сражаться с духами злыми более тонким и совершенным вооружением. При этом отмечается, что источниками духовных войн являются агрессивные, насильнические, мессианские культуры экспансионистских цивилизаций и государств. В последние годы терроризм превратился в глобальную угрозу. Основные направления этой угрозы следующие: возможность непосредственной агрессии международных террористических сил на отдельные страны; провоцирование политических и военных конфликтов между государствами; создание нестабильности внутри отдельных стран, которая способна привести к столкновениям (гражданской войне); массовая гибель людей в результате террористических атак, иногда в масштабе большем, чем на войне. Нельзя исключить и вероятность провоцирования войн и вооруженных конфликтов за счет «управляемых» террористических актов, разжигающих взаимную ненависть народов различной национальности и разных вероучений, как это было продемонстрировано в Беслане. Если учесть возможности террористов по овладению оружием массового поражения, то уровень военной опасности в современных условиях становится критическим. В этих условиях обществу надо смотреть правде в глаза: невозможно победить международный терроризм, опираясь только на государственные структуры, силовые методы и использование вооруженных сил. Победа над терроризмом может стать результатом только скоординированных усилий спецслужб, вооруженных сил, политических и особенно общественных, в том числе международных, организаций. Аргументы, факты и цифры: Российская Федерация, сказано в Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года, рассматривает статью 51 Устава ООН как адекватную и не подлежащую ревизии правовую основу для применения силы в порядке самообороны, в том числе в условиях существования таких угроз миру и безопасности, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения; Сегодня как никогда остро ощущается востребованность научного потенциала в поиске решений двух принципиальных и тесно взаимосвязанных задач. Первая из них – ликвидация пробелов в международном праве и национальных законодательствах, позволяющих террористам и их пособникам уклоняться от ответственности. Вторая – преодоление двойных стандартов в оценке террористической угрозы и в отношении самих террористов. Ведь, как можно говорить об эффективной борьбе с международным терроризмом, если до сих пор не удалось достичь единства даже в определении понятия «терроризм». Если до сих пор, например, нападения на военнослужащих коалиционных сил в Ираке однозначно трактуются как проявление терроризма, а аналогичные действия боевиков в России преподносятся зачастую как проявление борьбы незаконных вооруженных формирований за свободу и независимость. Анализ динамики террористических актов, истории развития и преобразования террористической деятельности, позволяет сформулировать несколько основных тенденций в проявлениях современного терроризма. К ним относятся: 1. Перенос мотивации террористической деятельности в сферу разрешения национальных и религиозных противоречий. 2. Расширение социальной базы терроризма и укрепление его организационных структур. 3. Изменение объекта террористической деятельности: жертвами террора становятся не столько виновники конфликта, сколько мирные люди, не имеющие к возникновению и разрешению противоречий никакого отношения. 4. Рост масштабов террористической деятельности, появление международного терроризма. 5. Циничность, вызывающий характер террористических актов. 6. Превращение террора в одну из форм внутренней и внешней политики государств, а также партий и организаций, направленной на достижение определенных целей с использованием насилия. 7. Стремление террористов использовать в своей преступной деятельности новые средства для запугивания людей и государств. Одной из основ успешной борьбы с терроризмом является антитеррористическое сознание, которое должно быть сформировано в обществе и основано на понимании всеми ответственными силами общества необходимости изжития этого кровавого явления современности. В обществе должно быть осознание вовлеченности каждого в той или иной степени в эту борьбу и сопричастности с ней. Граждане должны стать центральным элементом системы профилактики и предотвращения террористических актов. А также, и это главное, участвовать в дезавуировании политических лозунгов террористов. В целях осуществления глобальной стратегии в этой сфере обществу необходимо сконцентрировать имеющийся ресурс на убеждении людей в том, что следует отказаться от использования терроризма и поддержки терроризма, вбив клин между террористами и их потенциальными сторонниками. Именно общественные организации, как интеллектуальный авангард прогрессивного человечества, должны начать глобальную кампанию, в которой принимали бы участие национальные правительства, Организация Объединенных Наций, гражданское общество и частный сектор, в целях пропаганды идеи о том, что терроризм неприемлем в любой форме. По мнению бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, один из самых очевидных и эффективных способов достижения этой цели заключается в том, что мы должны перенести все наше внимание на жертвы. По его мнению, нам уже давно пора принять серьезные и согласованные меры, чтобы укрепить международную солидарность с ними, проявляя при этом уважение их достоинства, а также выражая наше сочувствие. Сегодня международные и национальные государственные структуры бьются над сверхзадачей - выработкой действенной системы мер по предупреждению и пресечению любых актов терроризма, а также обеспечению неотвратимого наказания лиц, совершивших акты терроризма или причастных к ним. Деятельность по сдерживанию государств от поддержки терроризма должна, по-нашему мнению, строиться на прочной основе международного правопорядка, так, чтобы у ООН была солидная правовая база для совместных действий, а государства несли бы ответственность за выполнение своих обязательств. Как верно отмечено Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, созданной при ООН, Организация Объединенных Наций должна быть способна разработать эффективную и принципиальную контртеррористическую стратегию, которая характеризовалась бы уважением законности и всеобщим соблюдением прав человека. Выработка этих правовых мер позволит оказать существенную помощь мировому сообществу в решении данной наисложнейшей проблемы. Важное место среди мер по предупреждению терроризма принадлежит гражданскому контролю над военно-политической деятельностью, который включает в себя системы государственно-административного, парламентского и общественного контроля. В этих условиях общество должно помнить, что ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может самостоятельно оградить себя от современных угроз терроризма. Нельзя также считать само собой разумеющимся, что всегда будут иметься возможности и желание выполнить свои обязанности по защите своего народа, не нанося при этом ущерба своим соседям. Анализ проблем и тенденций современного терроризма позволяет нам сделать вывод, что в начале ХХI века на процесс его дальнейшего развития как антисоциального явления будет воздействовать не один какой-либо, даже очень весомый фактор, а сложное переплетение различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.
Литература: Доклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития», 2008. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 год «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития». ПРООН, 2005. Записка Генерального секретаря ООН, 2004. Зеленков М.Ю. Современный терроризм и антитеррористическая деятельность на железнодорожном транспорте», в 2-х частях. М..: Юридический институт (МИИТ), 2005 г. Зеленков М.Ю. Межнациональные конфликты: проблемы и пути их решения (правовой аспект) – монография. Воронеж: ВГУ, 2006. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке» - монография. М..: Юридический институт (МИИТ), 2002 г. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект) – монография. Воронеж: ВГУ, 2007. Концепция внешней политики Российской Федерации, 2008. Лукиан. Собр. Соч. М.; Л., 1935. Т.1.С.63. Материалы «круглого стола» Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией. М., 2006. Материалы международного «круглого стола» «Интеллектуальный потенциал ветеранов – военачальников против современных вызовов и угроз», 2006. Материалы слушаний Общественной платы Российской Федерации, 26 сентября 2008 г. М., 2006. О состоянии гражданского общества в Российской Федерации. Доклад Общественной палаты российской Федерации, 2007. Официальный сайт Российской Академии государственной службы при президенте Российской Федерации /rags.ru, 2007. Электронное издание Парламентской газеты 20.06.2006/http://www.pnp.ru/archive/p19460118.html.
|