Категории раздела

Мои статьи [32]

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Автор на сайте 0




Воскресенье, 22.12.2024, 21:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт М.Ю. Зеленкова
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Теневые аспекты международной торговли оружием

Современный мир характеризуется все более нарастающим числом конфликтов с применением летального оружия. Это порождает все более нарастающий спрос как на стрелковое оружие, так и на тяжелое вооружение. Производители оружия получают баснословную прибыль, когда продают оружие обеим конфликтующим сторонам. Еще большая прибыль получается в случае, когда одна конфликтующая сторона использует много дорогого современного оружия для уничтожения другой. Таким образом, торговец оружием может получить приличную прибыль, перевооружая арсеналы и победителя, и побежденного. В этих условиях торговля оружием распространяет свои щупальца повсюду, заманивая политиков и бизнесменов в сеть злоупотреблений, которые, как показывает практика, редко выявляются.

Проблема регулирования законной торговли оружием и вооружениями, а также пресечения деятельности теневого сектора в этой сфере уже довольно длительное время находится в поле зрения ООН и других межправительственных организаций. Сегодня международными, региональными и национальными сообществами разработано и принято достаточное количество программных, конвенциональных и нормативных документов по данной проблематике. Однако практика дня сегодняшнего, говорит нам о том, что документы остаются документами, а незаконный трафик оружия, по данным ООН, составляет от 40 до 60% его мирового оборота.

Основы теневого бизнеса в современном мире

Анализ процесса торговли оружием последних лет показывает, что одной из базовых причин роста числа теневых сделок в этой сфере играет несовершенство международных правовых норм, регулирующих оружейный бизнес, а также нарастающие потребности в оружии, боеприпасах и тяжелом вооружении в странах Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии.

Во-первых, даже по строго консервативным экспертным оценкам, в мире ежегодно производится более 9 млн. единиц стрелкового оружия. При этом мониторинг процесса производства стрелкового оружия показывает нарастание его децентрализации. Сегодня более 1000 компаний занимаются тем или иным аспектом его производства примерно в 100 странах и получают доход более 9 млрд. долл. США в год.

Во-вторых, более 25% мирового экспорта основных видов обычного оружия поступают в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Как отмечают эксперты, США, Великобритания и Франция несут ответственность за около 70% всего экспорта основных обычных вооружений на полыхающий Ближний Восток. Так, начиная с 2012 г., страны Персидского залива значительно увеличили импорт основных видов обычного оружия: Саудовская Аравия - на 212% больше, чем за предыдущие пять лет, ОАЭ - на 63%, Кувейт - на 175 %.

В-третьих, применение обычного оружия претендует на самое большое число жертв в мире. Оно несет ответственность за почти 90% жертв вооруженных конфликтов и более 500 000 смертей в год.

В-четвертых, структура «черного» рынка оружия сегодня активно трансформируется, а его участники процветают. Наиболее часто упоминаемая оценка размера прибыли – более 20% от законной.

Проблемы борьбы с теневым бизнесов в сфере торговли оружием

Проведенный анализ позволил выявить пять проблем, которые, как нам видится, наиболее актуальны в XXI веке и способствуют нарастанию теневого бизнеса в сфере торговли оружием, боеприпасами и тяжелым вооружением:

1. Концептуальные пробелы, рамочный или лозунговый характер международных, региональных и национальных законодательных документов не позволяют усилить транспарентность сделок по торговле оружием. Отсутствуют универсальные международные критерии и стандарты для национальных законодательств в области борьбы с незаконным оборотом оружия. Так, например,

а) Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым и легкими видами оружия содержит комплекс мер, которые государства должны предпринять [4]. Однако сегодня многие из этих мер требуют модернизации, направленной на: предотвращение попадания оружия к террористическим организациям, организованной преступности, подставным компаниям, структурам, не уполномоченным государством, а также государствам, которые находятся под санкциями Совета безопасности Организации Объединенных Наций; усиление контроля за реэкспортом, брокерской и дилерской деятельностью.

б) В Международном договоре о торговле оружием (2013) отсутствует положение о запрете передачи вооружений негосударственным структурам, аффилированным с террористическими организациями компаниям, а также слишком расплывчато сформулированы «гуманитарные» критерии оценки допустимости передачи, что предполагает возможности для недобросовестных интерпретаций [7]. Несколько примеров проявления данной проблемы на практике: Саудовской Аравией активно закупалось старое советское оружие из стран Центральной и Восточной Европы, которое в значительной степени несовместимо с вооружением ее армии. Затем оружие передавалось сирийским оппозиционным группам. И это не наше предположение, это слова господина Роберта Форда, бывшего посла США в Сирии. Отмечается появление этого оружия также в Йемене и Ливии. В качестве посредников часто выступают брокеры оружия из стран Балканского региона. Тем самым нарушаются договорные положения, запрещающие ретрансляцию оружия вооруженным группам в Сирии. Таким образом, сегодня глобальная торговля оружием регулируется взаимосвязанным трехуровневым законодательством - национальным, региональным и международным – но, увы, нет официальных механизмов наказания тех, кто нарушает закон.

2. Наличие широкого спектра международных документов в этой сфере, однако, отказ в их подписании и ратификации государствами, играющими не последнюю скрипку в торговле оружием. Так, например, по состоянию на декабрь 2018 г. Международный договор о торговле оружием подписали 130 государств, ратифицировали – 96. Однако крупнейшие импортеры и экспортеры оружия участниками договора не являются (Индия, Китай, Пакистан, Саудовская Аравия, Украина, США и др.) [7].

3. Не будет преувеличением утверждать, что национальные системы контроля, особенно таможенные и пограничные в государствах-импортерах и экспортерах вооружений слабо работают в таких направлениях, как: предотвращение любых поставок нелицензионного оружия, или произведенного по просроченным лицензиям; запрет на реэкспорт без согласования с первоначальным экспортером; манипуляции в заполнении сертификата конечного пользователя; практическое применение поставляемого оружия. Так, например, в мае 2013 г. эмбарго на поставки оружия ЕС в Сирию было снято под давлением со стороны правительств Франции и Великобритании. Основная цель - позволить трафику вооружений достичь сирийской оппозиции. Однако все три уровня права в этой сфере в данный момент оставались в силе, требуя от стран выйти за рамки только проверки документов, и спрогнозировать против кого это оружие будет применяться. А в ноябре 2013 г. Сербия, руководствуясь данными нормами права, заблокировала экспорт оружия и боеприпасов на сумму 20 млн. евро в Саудовскую Аравию на фоне широко распространенных опасений, что оно не будет использоваться силами безопасности этой страны, а вместо этого окажется в Сирии.

4. Востребованность оружия среди экстремистских сил, которые все чаще используют его в качестве силового аргумента при решении той или иной проблемы приводит к: систематическому отходу государств-игроков рынка оружия от норм и принципов международного права; неоднозначному и недобросовестному толкованию взятых на себя обязательств в рамках подписанных и ратифицированных документов. Так, например, Регистр обычных вооружений создан резолюцией ГА ООН 46/36 L от 9 декабря 1991 г. и остается единственным глобальным инструментом транспарентности в области передач обычных вооружений. Однако отдельные государства, пользуясь тем, что сведения предоставляются на добровольной основе, игнорируют предоставление информации о совершенных сделках, что сформировало тенденцию значительного снижения числа стран его участников. По имеющимся оценкам, более 80% торговых сделок с боеприпасами не отражены в достоверной статистике об экспорте. Многие доклады полны несоответствий и пробелов. В 2017 г. в рамках Международного договора о торговле оружием лишь 48 из 75 государств-участников представили ежегодный доклад об импорте и экспорте вооружений в 2016 г., а 13 государств не представили отчет об их поставках и импорте оружия в 2015 г. Ряд государств оставили целые разделы своих отчетов чистыми без объяснения причин. Например, Великобритания оставила весь раздел по импорту оружия пустым. Некоторыми государствами не представлены количество переданных вооружений и / или их финансовая стоимость. Отдельные страны не включают в свой доклад информацию об импорте обычных вооружений или объединяют данные об импорте и экспорте, или объединяют страны-импортеры, что делает невозможным определение количества оружия, отправленного в каждую страну.

5. Нестабильная политическая обстановка в странах, где ситуацию нагнетают возникающие с определенным периодом потрясения политического, социального и экономического плана, результатом которых являются различные «цветные» революции (например, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Северная и Центральная Африка), в ходе которых оружие «расползается» в неконтролируемые руки. «Горячие» точки и конфликты стали для некоторого выгодного бизнеса, звеном разветвленных «серых» схем поставок оружия в нестабильные режимы. Так, например, в Документе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) о легком и стрелковом оружии (2000 г.) сказано, что государства-участники согласились при выдаче разрешений на поставки оружия принимать во внимание такие факторы, как: «внутренняя и региональная ситуация в стране-получателе и вокруг нее, практика соблюдения ею международно-правовых и иных обязательств, касающихся, в частности, неприменения силы, нераспространения или других вопросов контроля над вооружениями, законные потребности безопасности страны-получателя, практика управления запасами оружия в стране-получателе, соблюдение прав человека в стране-получателе и др.» [8]. Еще в 1995 г. выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, президент США Клинтон подчеркнул эти угрозы и призвал государства работать с США, чтобы «закрыть «серые» рынки, которые «надувают» террористов и преступников огнестрельным оружием». Однако, согласно данным экспертов (СИПРИ), с 2012 по 2016 гг., период, когда Египет испытал беспрецедентные репрессии, 80% импорта Египта основных обычных вооружений поступало из США или Франции. Легкие вооружения и боеприпасы поставлялись также из Великобритании и Италии. Налицо, как говорится, очередной пример двойных стандартов. По данным аналитических центров, США являются наиболее распространенной страной-источником оружия, которое продается на теневом рынке в Интернете. Почти 60% списков огнестрельного оружия связано с продуктами, которые происходят из США. Европа, имея на теневом рынке 25% продаж, получает доход, который примерно в пять раз выше, чем в США. Здесь прибыль от незаконной торговли оружием характеризуется сотнями миллионов евро, новыми рабочими местами на оружейных заводах, работающих сверхурочно (Болгария). Это дает сильный стимул для дальнейшего процветания «черного» бизнеса.

Таким образом, основными причинами поставок оружия в террористические организации являются не компании и государства, производящие это оружие, а правительства и организации, которые на законных основаниях приобретают оружие и впоследствии вразрез норм международного права снабжают им несанкционированных пользователей. Проблемы, как мы видим, существуют. Их пытаются решать на всех уровнях. Но, как показывает практика, созданные механизмы пробуксовывают. Сегодня нужен новый консолидированный синергетический подход, позволяющий выработать сбалансированные эффективные меры.

Список литературы

1. Международная Конвенция «О борьбе с бомбовым терроризмом» (принята резолюцией ГА ООН 52/164, 16.12.1997). [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bombing.shtml (дата обращения: 23.12.2018). 2. Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия (составлен в 2000 г. лауреатами Нобелевской премии мира). [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_arms.shtml (дата обращения: 23.12.2018). 3. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века (10-й конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, 2000). [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/vendec (дата обращения: 23.12.2018). 4. Программа действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней (конференция ООН, 2001). [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/events/smallarms2006/actions.pdf (дата обращения: 23.12.2018). 5. Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (принят резолюцией 55/255 ГА ООН, 31.05.2001). ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimepro (дата обращения: 23.12.2018). 6. Резолюция 61/89 «На пути к договору о торговле оружием: установление общих международных стандартов в отношении импорта, экспорта и передачи обычных вооружений» (ГА ООН, 6.12.2006). [Электронный ресурс]. URL: http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p2143_1.pdf (дата обращения: 23.12.2018). 7. Международный договор о торговле оружием (ГА ООН, 4.06.2013). [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/disarmament/ru/convarms/договор-о-торговле-оружием/ (дата обращения: 23.12.2018). 8. Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/ru/mc/40504?download=true (дата обращения: 23.12.2018). 9. Зеленков М.Ю. Экстремизм в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века (политико-правовой аспект): научная монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 351 с. 10. Зеленков М.Ю. Современный терроризм и антитеррористическая деятельность на железнодорожном транспорте: учебное пособие. В 2-х частях. М.: Юридический институт (МИИТа), 2005. 11. Зеленков М.Ю.Основы теории национальной безопасности: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 295 с. 12. Серов И.Б. Современные международно-правовые вопросы международного оборота оружия. – М.: МГИМО, 2018. – 170 с.

Источник: https://zelenkov.ucoz.ru/publ/
Категория: Мои статьи | Добавил: ZelenkovMU (20.11.2019) | Автор: М.Ю. Зеленков E W
Просмотров: 544 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024