Проблема формирования духовных ценностей и ценностных ориентаций в нравственной культуре личности будущего следователя
Формирование личности будущего следователя в высшем учебном заведении необходимо рассматривать как двух стадийный диалектический процесс. Во-первых, трансформируясь в духовный мир личности, действующие и насаждаемые социальные ценности как бы «распредмечиваются», субъективируются, воплощаются в помыслы и чувства обучающегося, в его личностные качества. Во-вторых, процесс формирования личности обучающегося включает стадию «опредмечивания» усвоенных социальных ценностей, объективацию в практических делах и поведении будущего следователя в целом. Именно в системе практических поступков раскрывается, что и как усвоил будущий следователь за период получения высшего образования, что он сам представляет как личность, как продукт определенной социальной среды и совокупности социальных отношений в российском социуме. «Духовные процессы, – отмечал А. Тойнби, – происходят в человеческой душе, ибо только Душа способна переживать человеческий опыт и откликаться на него духовным проявлением» . Эти процессы нельзя потрогать, но можно наблюдать. Не случайно И.А. Ильин, обосновывая влияние духовных основ через духовный строй личности, подчеркивал, что «мы не поверим ни в какую «внешнюю реформу», которая могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека» .
Анализ современной системы подготовки будущих следователей показывает, что, несмотря на многовековой опыт, на практике существует дискуссионность в конструировании механизма формирования духовных ценностей в сознании личности российского следователя. Одной из причин дискуссионности является отсутствие единства взглядов на понятие «ценность». «Ценность» как научная категория, т.е. взятая в самом широком смысле - это значение объекта для субъекта. Т.е. это отношение субъектно-объектное, оно как бы противопоставляется объективной реальности, обретая модус долженствования (например: истина, закон, упорство, благо, добро, непримиримость к преступным проявлениям, коррупционному поведению и т.п.). В сфере ценностного отношения следователя как субъекта к объекту сосредоточено все многообразие человеческой деятельности, социальных отношений и включенных в их круг природных явлений. При этом объектом ценностного отношения могут быть как конкретные люди (подозреваемый, подследственный, свидетель и т.д.), так и абстрактные вещи, идеальные образы (право, свобода, истина, справедливость, профессионализм, понимание социальной значимости профессии, цели и смысла государственной службы, исполнение гражданского и служебного долга и т.д.). В этой связи следует, по нашему мнению, говорить об индивидуальных духовных ценностях следователя, групповых (социально-профессиональных, этнических и др.) духовных ценностях следственных органов в целом, а также об общечеловеческих духовных ценностях.
Анализ следовательской практики показывает, что ценностное отношение со стороны следователя к объекту реализуется в процессе его деятельности двояко: во-первых, как отнесение к ценности оцениваемого объекта; во-вторых, как его осмысление. Отмеченная двойственность объясняется тем, что с одной стороны следователь при восприятии объекта исходит из уже сложившегося у него представления о его духовных ценностях - оценка данного объекта осуществляется непосредственно эмоционально, т.е. на психологическом уровне. С другой стороны происходит выявление и понимание того конкретного смысла, который этот объект имеет для следователя. Как точно сказал известный французский философ Ж.-П. Сартр: «Ценность есть не что иное, как это выбираемый вами смысл». Чем сложнее явление, выступающее объектом оценки, и чем большее значение оно имеет в жизни следователя, тем более широкий спектр смыслов оно обретает. Отмечено, что для разных следователей один и тот же объект может иметь разные смыслы. Например, «истина» и «закон», как сложные объекты, в духовном по¬нимании различных следователей будут осмысляться не одинаково. Таким образом, оценка - это эмоционально-интеллектуальное выявление значения объекта для следователя, выступающее как единство оценочного отношения и оценочного суждения.
Ценностные ориентации, в отличие от других ценностных категорий (оценка, значимость и т.п.) непосредственно связаны с поведением следователя, являясь одним из регуляторов его профессиональной деятельности. В наиболее широком ключе ценностная ориентация - это выбор, пред¬почтение следователем тех или иных ценностей. В более узком смысле - это зафиксированные в его сознании личные и социальные установки, убеждения и предпочтения, сформировавшиеся на основе избирательного выявления значимости для него тех или иных объектов природной или социокультурной среды. Здесь важно отметить, что ценностная ориентация, осуществленная многократно, переходит на уровень бессознательного и становится устойчивым регулятором поведения следователя в процессе исполнения им своих должностных обязанностей. В научной литературе принято классифицировать ценностные ориентации по различным основаниям. Применительно к нашему исследованию, наиболее значимыми (исходя из форм общественного сознания) представляются следующие типы ориентации:
политические (идейность, патриотизм, прагматизм и т.д.),
правовые (законность, законопослушность и т.д.),
религиозные (праведность, богобоязненность и т.д.),
эстетические (разнообразие вкусов и т.д.),
моральные (справедливость, честность, гуманизм и т.д.) и др.
Выделяют так¬же ценностные ориентации по сферам жизнедеятельности людей, в том числе и в следственной деятельности. Для сферы профессиональной деятельности следователя безусловными ценностными ориентирами являются: истина, мораль, нравственность, профессионализм, дисциплинированность, верность присяге, любовь к Отечеству коммуникабельность, требовательность, пунктуальность, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность и т.д.
Таким образом, категория «ценность» выступает родовым по¬нятием по отношению к «ценностным ориентациям» следственной деятельности, которые, во многом характеризуя социальную зрелость следователя, теснее связаны с его практической деятельностью, а также опре¬деляют, детерминируют и регулируют ее. Во многом, но не во всем, ибо между ценностным отношением, ценностным выбором и практическим поступком следователя действуют различные факторы, порождаемые социокультурной средой, которые способны оказывать существенное влияние на деятельность и поведение следователя при выполнении профессиональных задач. Тем самым ценностные ориентации определяют, но не предопределяют действия следователей. Предопределяющим фактором всегда должно выступать право, как высшая ценность взаимоотношений в российском демократическом социуме.
Как показывает практика, для следственных органов как коллективного субъекта деятельности большое значение имеет и такой социальный фактор, такая их характеристика как ценностно-ориентационное единство, называемое сплоченностью. Положение о том, что сходство индивидуумов во мнениях, ценностях, предпочтениях есть одно из условий их взаимного тяготения, роста мотивации группового членства и в свою очередь сплоченности не требует доказательства. Причем ценностно-ориентационное единство следственных органов, как показатель их сплочения, не предполагает полного совпадения оценок во всех отношениях, нивелировку личности отдельно взятого следователя (например, в сфере красоты, вкусов, эстетических ценностей и т.п.). Следовательно, ценностно-ориентационное единство в следственных органах - это, прежде всего сближение оценок в нравственной и профессиональной сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности по обеспечению законности и правопорядка в Отечестве.
В качестве следующего шага осуществляемого нами исследования обратим внимание на то, что нравственные ценности, мораль вообще, являясь общественным (т.е. неприродным) отношением между людьми, входят в создаваемую самим человеком сферу культуры. Выдающийся немецкий ученый М. Вебер отмечал: «Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов» . В то же время подчеркнем, что одной из важнейших проблем, определяющих жизнедеятельность человека вообще, а также профессиональную деятельность следователя, в частности, является проблема нравственной культуры личности следователя.
Нравственная культура следователя - это интегральная характеристика его нравственного развития, которая включает в себя следующие составляющие:
степень освоения им морального опыта, обычаев и традиций российского общества;
культура этического мышления;
умение конструктивно реагировать на критику, пользоваться на практике этическим знанием, различать добро и зло, истину и ложь;
культура индивидуальных чувств;
культура личностного поведения;
способность решать профессиональные задачи в соответствии с нормами этики;
готовность к постоянному нравственному самосовершенствованию.
Примечательно как определяет нравственного человека сло¬варь В.И. Даля: это «добронравный, добродетельный, благо¬нравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоин¬ством человека, с долгом честного и чистого сердцем граждани¬на» . Еще в Древнем Китае великий Конфуций разработал оригинальную программу совершенствования человека. В основу этой программы он положил создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал – «мудрец», которого он назвал – «благородный муж», и которому он противопоставлял низкого человека, простолюдина.
Важнейшей функцией нравственной культуры является ее мо¬рально-регулятивная роль. Это значит, что нравственная куль¬тура следователя есть его специфический социальный регулятор, отличающийся наибольшей степенью свободы и автономности следователя, высту¬пающий в единстве его духовных и практических компонентов. Она ориентирует следователя среди принятых в российском обще¬стве нравственных ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, принципов и оптимизирует, таким образом, его деятельность. Формализованное изложение национальных духовных ценностей российского общества содержится во вводной части Конституции Российской Федерации. В их числе: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость; суверенная государственность России и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества.
Эффективная моральная регуляция деятельности следователя в ценностном аспекте предполагает формирование у обучающихся как минимум устойчивых убеждений в необходимости и привлека¬тельности выбранной профессии, ценностно-позитивной направленно¬сти личности на социально-значимый труд. Это является важной предпосыл¬кой соответствующего морального выбора в пользу интересов профессии следователя. Однако этот выбор не так прост, как кажется, в сложных, про¬тиворечивых современных общественных условиях. По данным А. Волочай, следователи, которые имеют стаж работы не более трех лет, хуже всего оценивают свои профессиональные перспективы. Объясняют это они тем, что при подготовке в вузах их мало ориентировали на реальные условия и требования в работе, им сложно адаптироваться к требованиям, которые достаточно динамично изменяются, новые требования для них – препятствие для своей профессиональной самореализации.
Как известно, следственная деятельность - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой следователь сталкивается с такими деформирующими его сознание девиационными факторами, как человеческие жертвы, предательство, коррупция, низменные чувства, страдания, разрушения и т.д. Поэтому с такой точки зрения ценностный аспект работы следователя трудно определить как однозначно позитивный. В общече¬ловеческом смысле здесь скрыто глубинное противоречие. Вместе с тем, пока объективно существуют противо¬речия внутри социума, у нас нет оснований сомневаться в справедливости и необходимости профессии следователь. Тем самым подчеркивается, что следственным органам необходим прочный ценностно-нравственный фундамент, который держит всю их структуру и существенно влияет на ее характер, практические конечные результаты и социальные последствия. При этом следует помнить, что следственная деятельность также регулируется не только официальными нормативами пра¬вового порядка, но и совокупностью неписанных правил этиче¬ского характера, присущих российскому обществу.
В этической науке сложилось такое понятие как профессио¬нальная этика. Так принято называть кодексы поведения, обес¬печивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.
В то же время это и определенные способы обновления этих ко¬дексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии. В этой связи можно говорить, что термин «профессиональная этика» употребляется в 2-х значениях: как учение о профессиональной морали; как синоним профессиональной морали. В обыденном употреблении оба смысла используются в их единстве. Возникновение профессиональной морали - это вполне есте¬ственный, объективно закономерный процесс. Она, как и мораль вообще, появилась в ответ на социальную необходимость в регуляции поведения в рамках общественного разделения труда. Однако в профессиональной этике следователя помимо общечеловеческого содержания должно присутствовать всегда и нечто особенное, определяемое принадлежностью к этой особой социальной группе, профессии.
Этика следователя - это вид профессиональной этики, особый вид трудовой морали той части общества, которая называется следственным корпусом. Следует отметить, что, несмотря на очевидную предметную близость понятий «этика следователя» и «нравственная культура следователя», они не равнозначны. В первом случае приоритет отдается должному, идеально требуемому в морали следователя. Во втором случае за основу берется сущее, реально существующее, действительное в моральных ценностях и поведении следователя.
Нравственность следователя включает в себя все нормативные требования общечеловеческой морали, но в силу специфики деятельности для нее особенно важны такие характеристики как законность, неподкупность, независимость, непредвзятость, профессионализм, честь, организо¬ванность, дисциплинированность, ответственность и т.д.
Анализ показывает и такую существенную сторону жизнедеятельности следственного корпуса как особый дух товарищества, взаимопомощи, профессионального единства. Поэтому следственное сообщество можно назвать корпорацией следователей, единой семьей. В основе этой общности лежит как целерациональное, так и ценностно-ориентационное единство. В данной связи следователей иногда обвиняют в социальной обособленности, замкнутости, кастовости, во многом теряя за внешней стороной существо их трудной и опасной профессии. Однако следует указать, что касты нет, но есть обособленность корпуса следователей, которая обусловливается своеобразием назначения этой деятельности - быть морально, умственно, нравственно, физически подготовленным к выполнению самого высокого долга, - долга поиска истины и отставания ее в различных условиях и в любых инстанциях.
Таким образом, в профессиональной этике следователя главной, системообразующей моральной ценностью является преданность Истине.
В заключении отметим, что в рамках профессиональной этики моральная регуляция деятельности следователя осуществляется на основе специфической дифференциации моральных норм на нормы-образцы, нормы-рамки, нормы-запреты. Основываясь на данной классификации, в механизме управления нравственным развитием будущих следователей в рамках высшего учебного заведения необходимо выделить три взаимосвязанные подсистемы: подсистема ценностно-нормативного воздействия; подсистема стимулирующего воздействия; подсистема директивного воздействия. При этом необходимо иметь в виду, что этот механизм реализуется не автоматически, а с помощью всего богатства методов и форм воспитательной работы в вузе, в применении которых важнейшим требованием является принцип комплексности. Он ориентирован на переход от чисто внешнего соблюдения моральных норм к внутреннему освоению и принятию их личностью будущего следователя. В конечном счете, главное функциональное назначение моральной регуляции воспитательной работы в вузе - это приведение поступков и поведения будущих следователей в соответствие с нравственными принципами, отвечающими целям и задачам следственных органов. При этом степень эффективности реализации указанной функции зависит не только от внешних, объективных обстоятельств, но и от личностных качеств руководителя, администрации, профессорско-преподавательского состава вуза, где осуществляется подготовка будущих следователей, воплощающихся в их нравственной культуре.