Категории раздела

Мои статьи [32]

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Автор на сайте 0




Четверг, 18.04.2024, 12:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт М.Ю. Зеленкова
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

О проблемах социогуманитарной подготовки следователей в вузах Российской Федерации

Подготовку специалистов для органов следствия России на основе ФГОС ВО 3-го поколения по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» сегодня осуществляют различные вузы (МГЮА имени Кутафина, РПА Минюста России, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, РАНХ и ГС при Президенте РФ, МГУПС и др.). С 2014 г. подготовку следователей для Следственного комитета Российской Федерации осуществляют Московская и Санкт–Петербургская академии Следственного комитета России. 19 декабря 2016 г. по вышеуказанной специальности утвержден и введен в действие новый ФГОС ВО 3++. В качестве объектов профессиональной деятельности выпускников выступают события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка.

Законами диалектики установлено, что движущей силой, источником развития любого образовательного процесса являются объективно и субъективно при­сущие ему противоречия. Эти противоречия присутствуют и в современном образовательном процессе подготовки будущих следователей. Они выражают его специфику, много­уровневый и многогранный характер, а проявляются в сфере действия его зако­нов и закономерностей. Именно эти противоречия и стали предметом нашего системного анализа процесса подготовки будущих следователей в вузах России. Полученные в ходе исследования результаты позволили автору выделить две основные группы противоречий этого процесса.

Первая группа: противоречия между требованиями современных соци­ально-экономических и общественно-политических условий к образовательному процессу и его реальным состоянием. Эта группа противоречий является специфическим выражением постоянно растущих требований времени, российской власти и общества, со­временных реалий рыночной экономики к качествам и компетенциям работника следственных органов. Наиболее достойными внимания, по нашему мнению, в этой группе являются противоречия между характером образовательного процесса и достигнутым уровнем его реализации; между учебно-воспитательными воздействиями субъектов образовательного процесса и уровнем знаний, умений, навыков, вос­питанности абитуриентов и обучающихся; между качеством образования обучаемых и их самовоспитанием и само­образованием. Основными источниками данных противоречий, как показывает их анализ, являются: низкое качество организации образовательного процесса и особенно его гуманитаризации, несистемное приближение его содержания к реалиям сегодняшнего дня и требованиям будущей профессии; отсутствие связи обучения и воспитания с практической жизнедеятельностью обучаемых; низкий уровень педагогической культуры и методического мастерства субъектов воспитания и обучения; децентрализация руководства самообразованием и самовоспитанием обучаемых, волюнтаризм администрации вузов и др.

Гуманитаризация образовательного процесса - это системный процесс, имеющий несколько взаимосвязанных элементов. Во-первых, социализация и приобщение обучаемых к культуре российского общества, доведение степени их воспитанности и обученности до уровня адекватного понимания господствующих в обществе духовных ценностей, норм морали и нравственности. Во-вторых, открытие, закрепление и укоренение в сознании обучаемых экстремумов содержания «человеческого». В-третьих, преобразование образовательного процесса в интересах реализации потребностей и интересов обучаемого. Все три аспекта гуманитаризации имеют принципиальное значение для будущих следователей, играющих, не последнюю роль в современной модернизации российского социума. Следователей по праву называют социальными инженерами, конструирующими и запускающими в действие модели общественной жизнедеятельности индивидов. И от них в немалой степени зависит, сколько культуры, возвышающей личность каждого человека, они сохранят, если найдут и докажут истину в расследуемом преступлении. Или, наоборот, «настроят» социум на унижение людей, подавление в них «человеческого», если совершат следственную ошибку и призовут к ответственности невиновного. Например, зачем будущему следователю изучать социологию? Ответ достаточно прост. Следователь - практикующий социолог, ибо его повседневная работа связана с социальными отношениями между людьми, с деятельностью институтов социализации индивидов, или социального контроля. В связи с этим для следователя крайне важно как знание объективных закономерностей, действующих в российском обществе и в отношениях между его элементами, так и понимание того, что право является слишком острым средством социального контроля и регулирования, которое следует использовать весьма осторожно. Изучение социологии помогает преодолеть синдром «следственного идеализма», при котором первой реакцией на любое преступление (социальную проблему) становится безусловное намерение применить крайние нормы права, забыв при этом нормы морали и нравственности.

Причины появления вышеназванных противоречий лежат на поверхности и давно обсуждаются в научном мире.

Во-первых, система образования идет сегодня по замкнутому кругу: постоянно «улучшая» стандарты («на дворе» только появился ФГОС 3+, а в умах чиновников и на бумаге уже ФГОС 3++), она одновременно ограничивает инструментарий, сокращает время учебного аудиторного общения преподавателя и обучающегося, забывая при этом, что качество знаний обучающегося всегда зависело, зависит и будет зависеть от качества абитуриента и времени контактной работы преподавателя и обучающегося (аудиторные занятия, индивидуальные консультации и др.). Русский философ В.С. Соловьёв писал: «Образование одновременно должно быть и консервативным, и революционным». Если оно будет только революционное, его разнесёт, если оно будет консервативным, мы, конечно, не будем успевать за временем.

Во-вторых, школа сегодня не дает абитуриенту формы и методы самостоятельной работы с базами данных, не учит анализировать информацию, не приучает школьника мыслить. По данным ФОМ (2016) ухудшение качества российского школьного образования констатируют 46% респондентов. Это мнение о динамике изменений не просто распространено шире других, но число придерживающихся его существенно выросло за последнее время.[1]

В-третьих, повсеместное внедрение дистанционных технологий, погружение обучающего в широко пропагандируемое Интернет пространство привело к боязни и не желанию общаться с преподавателем. Крылатая фраза: «Зачем учить, в Интернете все есть» стала панацеей как для отдельных администраций вузов, так и для большинства сегодняшних обучающихся.

В-четвертых, переход на ФГОС 3++ дал больше академической свободы образовательным организациям. Речь здесь идет о том, что исключено деление учебного плана на блоки по видам наук. Теперь организация практически сама определяет (за исключением некоторых дисциплин, например, для ФГОС ВО 40.05.01 это: философия, иностранный язык, теория государства и права, конституционное право России, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, гражданское право, гражданское процессуальное право (гражданский процесс), уголовное право, уголовно-процессуальное право (уголовный процесс), международное право, криминалистика, безопасность жизнедеятельности) содержание учебного плана, исходя из своего понимания, что должен, а что не должен изучать выпускник высшего учебного заведения, какая учебная дисциплина сумеет реализовать ту или иную заявленную в ФГОС ВО компетенцию. С одной стороны, это вроде бы хорошо, децентрализация управления всегда приносила определенные положительные результаты. Однако на практике мы видим, что администрация вузов, получив свободу в выборе учебных дисциплин, как правило, «зацикливается» на профессиональных дисциплинах (например, для ФГОС ВО 40.05.01 – это правовые дисциплины) и забывает о том, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.[2]

Как показывают практика и требования профессионального стандарта следователя-криминалиста[3], современный следователь должен уметь быть независимым, умеющим адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его внешней среде. При этом для него должна быть важна и внутренняя среда, это значит, что для сознания следователя значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, долг, совесть, гуманизм, справедливость, сострадание к подозреваемому. Именно внешняя и внутренняя среда жизнедеятельности современного следователя определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором обучающиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах, свободно ориентируются в избранной профессии, знают различные достижения прогресса и регресса в деятельности как следственных органов, так и, что не менее важно, российского общества. Выполнение этой задачи обеспечивается в вузе циклом социогуманитарных учебных дисциплин. У всякого следователя рано или поздно возникнет противоречие между тем, как он поступил бы, раскрывая преступление как человек, и тем, как он должен ее решать с точки зрения правовых норм.

Если же говорить конкретно о высшем образовании, то оно имеет целью не подготовку ремесленника с дипломом бакалавра или специалиста, т.е. узкопрофильного. Высшее образование - это подготовка личности, гражданина, высококвалифицированного специалиста в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Однако по опросам фонда «Общественное мнение», лишь 39% студентов нужны «специальные знания», зато 47% полагают, что «корочка» поможет им больше зарабатывать, а для 36% в вуз - это возможность в будущем занять более высокое положение в обществе.[4]

Президент России В.В. Путин в 2012 г. в своем ежегодном послании Федеральному Собранию отметил: «На улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15-20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше - создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России».[5] Примеров проявления вышеуказанного достаточно много, например, бывшие федеральные министры А. Сердюков, А. Улюкаев, борец с коррупцией в МВД Д. Захарченко, бывший следователь Д. Никандров и многие др.

Так, где же та «золотая» середина выделяемого бюджетного времени на профессиональную и социогуманитарную подготовку будущих следователей? Поиск ответа на этот вопрос приводит ко второй группе противоречий. С одной стороны необходимо воспитывать патриотично настроенную, толерантную молодежь, обладающую созидательным мировоззрением, гражданственностью, демонстрирующую высокую культуру, в том числе межнационального и межрелигиозного общения, нацеленную на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи, а с другой – следователь обязан быть высококвалифицированным специалистом, с независимым мышлением, ответственным и способным принимать самостоятельные решения, обладающим высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками. В этой группе можно также выделить следующие противоречия: между потребностями современного обучающегося и формами их удовлетворения; между сложившимися и новыми способами деятельности следователя; между притязаниями личности и её реальными возможностями; между привычными и новыми нормами морали, нравственности, поведения, обусловленными требованиями нормативных документов и культурными традициями российского общества; между целостным характером формирования личности и степени развития её отдельных качеств.[6] В контексте вышеназванных противоречий интересно высказывание Р.Г. Нургалиева о том, что следователь – это сложнейшее сочетание идеологически и нравственно зрелого человека, специалиста и государственника; это штучное, если так можно сказать, явление, которое нужно создавать, бороться за него, а если надо, то и защищать[7].

Анализ показывает, что у истоков большинства вышеназванных противоречий лежат нарушения в реализации социогуманитарной подготовки в вузе. Например, процесс подготовки будущих следователей в большинстве вузов России строится на основе освоения фундаментальных научных знаний через усиление общеправовых и специальных дисциплин, но практически не происходит формирование у обучающихся гуманитарного типа мышления, присущего области деятельности следователя. В то же время именно социогуманитарное образование формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные позиции будущей личности. Оно является основным стержнем гуманитаризации всей системы высшего образования. Не освоив социогуманитарные дисциплины (философию, социологию, политологию, культурологию, логику, историю и теорию религий, педагогику и психологию и др.), выпускник вуза не будет являться субъектом российской культуры, носителем ее высокой нравственности и социальной активности. Делая ставку только на общепрофессиональные, профессиональные и специальные учебные дисциплины, начинающий следователь практически будет не способен с позиции профессиональной культуры оценить общечеловеческие последствия тех или иных своих действий, а также окружающую его социальную, экономическую и политическую среду. Это обуславливается тем, что будет нарушен один из аспектов гуманизации образования – выявление в профессиональной культуре гуманитарной обусловленности. Развитие социогуманитарного знания в контексте культуры позволяет в дальнейшем преодолевать стихийный характер социокультурной динамики, корректировать траектории социального и индивидуального поведения.

Сегодня, в условиях отсутствия государственной идеологии, процветания и насаждения в российском обществе индивидуальных либеральных ценностей изучение социогуманитарных дисциплин в процессе подготовки следователя – необходимый элемент формирования его правосознания. Поэтому недопустимо сокращение часов, отведенных на занятия семинарского типа и замена их формальной отчетностью в виде рефератов и контрольных работ. Изучать социогуманитарные дисциплины необходимо практически, в живом диалоге с преподавателем, что позволяет глубже понять значение таких смысловых жизненных понятий, как справедливость, ответственность, мораль, нравственность, толерантность и др. На Руси всегда считалось, что истину знает только царь-батюшка. Поэтому вновь обратимся к мнению на этот счет Президента России В.В. Путина, который выступая 30 октября 2014 г. на Собрании ректоров России, отметил: «Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста - у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт», - отметил он, добавив, что стране нужны люди со специальными знаниями и навыками. Однако не менее необходимо воспитывать людей с глубокими, всеобъемлющими и объективными знаниями в гуманитарной сфере, уверен президент. «Если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем - у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере».[8]

Справедливости ради стоит отметить, что разработчики ФГОС ВО 3++ по специальности 40.05.01 не забыли о социогуманитарной составляющей образовательного процесса. Да вот только не всегда представители администрации вузов ее видят или делают вид, что не видят. Попытаемся акцентировать их внимание и обратимся к содержанию общекультурных компетенций, изложенных в ФГОС ВО 3++. Приведем этот список и адаптируем его под конкретную базовую социогуманитарную учебную дисциплину, исходя из ее предмета. Выпускник, освоивший программу специалитета по специальности 40.05.01, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:[9]

Таблица № 1

Общекультурная компетенция

Учебная дисциплина

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1)

философия

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2)

история государства и права России, основы теории национальной безопасности, геополитика

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3)

политология, социология, экономика - соответственно

способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4)

профессиональная этика и служебный этикет

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5)

культурология, история и теория религий, конфликтология, психология, организационное поведение

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6)

Специальная психология и ее разновидности

способностью к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7)

логика, психология общения, риторика и др.

способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8)

теория управления, теория организации – адаптированные под следственные подразделения

 

Приведенные нами соответствия нельзя назвать аксиомами, те или иные учебные дисциплины можно комплексировать по модульному принципу. Однако ни в коем случае нельзя их заменять общепрофессиональными учебными дисциплинами, например, теория государства и права, конституционное право России и т.д.

Итак, бесспорно, без социогуманитарных дисциплин не будут полноценно реализованы заложенные в ФГОС ВО 40.05.01 (3++) компетенции, следовательно, на выходе Следственный комитет России получит узкопрофильного высококвалифицированного специалиста, которого не волнуют проблемы российского общества, а которого интересуют только индивидуальные показатели раскрываемости преступлений, причем любой ценой. Кроме того, стоит подумать и о гуманитарной составляющей выпускных квалификационных экзаменов (ГИА) в вузах, осуществляющих подготовку для следственных органов. Думается, что комплексный государственный экзамен должен включать в себя и вопросы из социогуманитарных учебных дисциплин.

Разрешение вышеназванных противоречий также возможно и через умелое использование путей формирования в индивидуальном сознании обучающегося и массовом сознании переменного контингента образовательного учреждения державного, патриотического и государственного мировоззрения. Этому может способствовать адекватный реалиям сегодняшнего дня стиль воспитательного процесса в вузе, оказание обучающимся индивидуальной помощи в осознании личностных противоречий, побуждение их к разрешению этих противоречий и создание для этого благоприятной образовательной среды, поддержание в вузе существующей в российском государстве и обществе иерархии ценностей, в которой высшим приоритетом являются гражданственность, патриотизм и профессионализм.

Таким образом, разрешения отмеченных нами противоречий произойдет тогда, когда администрация вуза, ориентируясь на современные требования к следователю, достигнет такого состояния образовательного процесса, при котором на выходе, во-первых, сформируется морально-нравственная личность с развитым интеллектом, высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных общественно-политических и социально-экономических условиях; во-вторых, у выпускников будут развиты способности и выработана готовность к самообразованию и саморазвитию; в-третьих, обучение будет проходить на уровне, достаточном для будущей высокоэффективной следственной деятельности; в-четвертых, в сознании обучающихся произойдет соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира; в-пятых, воспитаются готовность к жизни в современном обществе, активная жизненная позиция на основе знаний о едином мире (в том числе по философии, логике, политологии, социологии, истории и теории религий, культурологии и др.), а также навыки социального толерантного поведения и общения.

 

Литература

[1] О школьном образовании, о характере и динамике изменений в школьном образовании (26 сентября 2016 г.) http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12868.

[2] См.: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. М., 2016.

[3] См.: Приказ Минтруда России от 23.03.2015 № 183н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Следователь-криминалист" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 № 36755).

[4] Милкус А.В. России слишком много «лишних» студентов (Электронный ресурс). URL: http://www.kp.ru/daily/23298/29680 (дата обращения: 20.11.2014).

[5] Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (12.12. 2012). М., 2012.

[6] Подробнее см.: Зеленков М.Ю., Демьяненко В.Е. О проблемах современного образовательного процесса в вузах Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2014. № 7. С. 194-198.

[7] Цит. по Грибакина Э.Н. Гуманитарная образованность юриста: мировоззрение и методология / российский юридический журнал, 2009. № 4.

[8] Выступление Президента России В. Путина на пленарном заседании Х съезда Российского союза ректоров (30 октября 2014 г.) (Электронный ресурс). URL: http://www.kremlin.ru/news/46892 (дата обращения: 2.12.2014).



Источник: http://Российский следователь №7 – 2017 С. 42-47.
Категория: Мои статьи | Добавил: ZelenkovMU (28.10.2017)
Просмотров: 699 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024