Криминологическая специфика фундаментализма как идеологии религиозного экстремизма
Термин фундаментализм теперь у всех на устах, не проходит и дня, чтобы о нем не вспомнили СМИ или политики. Фундаментализм не новый факт. Он имеет долгую историю и представляет собой требование верующих той или иной религии строгого соблюдения ее конкретных богословских доктрин. Как правило, под фундаментализмом понимают негативную эмоциональную реакцию адептов на появление модернистского богословия или покушение на их религиозную культуру.
По мнению профессора Г. Мирского, фундаментализм - это реакция на то, что религиозная организация - церковь либо, как в исламе, богословское сообщество - оказалась неадекватной действительности, не дает ответов на вопросы, которые ставит все усложняющаяся жизнь. Чтобы стать фундаменталистом, нужны три условия: человек должен быть глубоко верующим; он должен ощущать, если можно так выразиться, кризис времени; он должен быть достаточно образованным и мыслящим. Не случайно исламисты выходят, как правило, из состоятельных семей, поскольку массы озабочены борьбой за выживание.
Однако фундаменталист - это еще не обязательно радикал, экстремист, человек крайнего действия и насилия.
Еще недавно понятие «фундаментализм» рассматривалось преимущественно в контексте анализа некоторых политических режимов в странах исламского мира и деятельности различных мусульманских террористических и экстремистских организаций, действующих как в рамках отдельных государств, так и в мировом масштабе. При этом акцент делался на религиозную основу данного феномена. В последнее время под влиянием новых реалий в мировой политике (глобализация, либерализация, секуляризация, модернизация, экономический кризис и т.п.) проблема фундаментализма стала рассматриваться более многопланово. Исследователи и наблюдатели обратили внимание на то, что элементы фундаментализма стали проявляться и в политике некоторых государств, вовсе не относящихся к исламской цивилизации, а вполне светских.
Так, 10 января 2015 г. Центр исламской культуры «Иман» в Казани опубликовал заявление, в котором обвинил либералов в нагнетании межнациональной и межконфессиональной ситуации. Председатель Центра Н. Гарипов заявил, что после трагедии, произошедшей в Париже (атака террористов на редакцию «Charlie Hebdo»), в России представители «так называемой либеральной безбожной интеллигенции» активно нагнетают обстановку в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений.
На практике термин «фундаментализм» используется для разведения по разным полюсам тех, кто толкует Священные книги буквально и теми, кто верит в их субъективную интерпретацию. При этом этот термин теряет смысл, если нет противоречия между буквальными интерпретациями Священных книг, с одной стороны, и логикой, наукой, антропологией, археологией и историей, с другой стороны. Этот термин также не имеет значения, если конкретная религия содержит сотни таких Священных книг (индуисты, буддисты и др.).
Немного обратимся к истории и раскроем этапы употребления слова «фундаменталист», которое было введено в оборот редактором баптистской газеты «Уочмен-Икземиинер» К. Ли Лоусом. Впервые эта категория была задействована для характеристики адептов протестантских сект в США, которые в начале XX в. (1920-1925) сопротивлялись тенденциям современности. Затем в начале 1970-х гг. термин «фундаменталист» уже использовался для обозначения только тех групп, которые занимались политическим или воинственным поведением, и с конца XX в. он стал применяться исключительно для обозначения исламских групп, строящих новый Халифат.
Религиозный фундаментализм относится к убеждению отдельного человека или группы людей в абсолютной власти священного религиозного текста или учения конкретного религиозного лидера, пророка и / или Бога. Религиозный фундаментализм - это попытка поставить на место культурной идентичности, которая выступает в качестве ядра социальной общности, религиозную идентичность. Тем самым он отодвигает на второй план понятие этничности, и позволяет объединить под одним религиозным знаменем представителей разных социальных общностей (наций, народностей, этносов и т.д.).
Впервые об этом явлении в научных и экспертных кругах заговорили после событий в иранском Абадане (1978), когда религиозные фанатики подожгли кинотеатр, где демонстрировался американский фильм, запрещенный верующим для просмотра шиитским духовенством. После «исламской революции» в Иране (1979) на передние полосы СМИ вновь вышел этот термин, только в интерпретации исламского фундаментализма шиитов. Связано это было с тем, что аналитики считали суннитов к этому не способными. Однако после событий 11 сентября 2001 г., (из 19 террористов-смертников 15 были суннитами, выходцами из Саудовской Аравии) с полной ясностью проявился феномен шахидизма, характерный для всего ислама, как для его суннитского, так и для шиитского направления.
Религиозные фундаменталисты считают, что их религия находится за пределами любых форм критики, и, следовательно, должна быть навязана всем представителям земной цивилизации, как мирными средствами, так и с применением силы. Логическому объяснению и научному доказательству нет места в этой системе религиозных убеждений, если они работают против них. Для религиозных фундаменталистов только доктринальное содержание веры диктует порядок их жизнедеятельности. Эта система ценностей охватывает все сферы бытия и затрагивает вопросы вечной жизни.
Основным критерием понимания религиозного фундаментализма является его настойчивость в понимании сущности всей жизни по отношению к Священному тексту. Религиозные фундаменталисты считают, что их религия находится под угрозой смерти, в первую очередь, от секуляризма современного мира, и они отбиваются. Они могут сопротивляться по-разному, но все они по существу являются оппозиционными современному миру.
Мировой опыт учит, что адепты выбирают в качестве своей идеологии религиозный фундаментализм для того, чтобы сохранить имеющуюся систему верований и культа от бурных волн модернизации, однако следственная практика показывает, что в процессе парирования тех или иных угроз своей религиозной традиции они настолько запутываются в границах индивидуального или коллективного убеждения, что уже не в состоянии выйти из отчаяния, не прибегая к актам насилия и агрессии. Как отмечает российский историк Р. Ланда, «самым важным ключом к успеху фундаменталистов является их ставка на молодых людей. Им удалось завоевать поддержку среди традиционных спортивных клубов, популярных среди юношей. Позже они также стали изучать Коран и работы мусульманских лидеров под руководством мулл».
Религиозный фундаментализм своими корнями уходит в XVII в., его элементы можно найти в методизме Джона Уэсли (конец XVII в.), в движении Моравских братьев со времени их исхода в Саксонию (1722). В последние годы, термин используется для характеристики самых крайних взглядов верующих любой религии в мире.
Исследование развития религиозной сферы жизнедеятельности человечества позволяет сделать вывод, что от фундаменталистских взглядов не избавлена ни одна религия. Приведем некоторые примеры.
Христианство. Христианские фундаменталисты с момента рождения религии вынуждены были силой завоевывать свое «место под солнцем». Еще с начала своего развития в Римской империи христианство настаивало на том, что является единственно верной религией. Абсолютное убеждение в истинности слов Священного Писания и любые попытки оспорить их истинность встречались в «штыки». Насилие в христианстве проистекает из новозаветной доктрины. Приведем несколько выдержек из Священных книг христианства. Левит 20:3: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». В Евангелии от Луки 14:23 (перевод Еп. Кассиана) говорится: «Заставляй людей войти!». В тексте Евангелия от Матфея приведены слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч …» (Мф. 10: 34-39).
Как отмечают А. Анцупов и А. Шипилов, «в книге «Исход» Ветхого завета имеется однозначное утверждение о том, что Бог - муж брани. Встречаем мы и призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. В свою очередь воззвание к Богу во время сражения приносило победу (См.: Библия, гл. V, п. 18-22). Эти фразы и многие подобные им в Ветхом Завете создали почву для агрессии против тех, кто не верил правильным вещам. Например, в начале XX-го века христианские фундаменталисты в США протестовали против теории эволюции, выдвинутой Ч. Дарвином, а также поддерживали запрет на продажу спиртного. В 70-е годы XX века опросы, проведенные в США, выявили, что евангелисты фундаменталистского направления - ведущая сила в американской жизни. Их число тогда достигало 40-50 млн. чел., в то время как численность всех прочих протестантов и католиков уменьшилась. Христиане верят, что мир обречен, пока не вернется Иисус и наступит поражения Антихриста.
Иудаизм. Иудейский фундаментализм является весьма распространенным в Израиле, где его последователи делают все возможное по созданию ортодоксальной Еврейской культуры в регионе, и обеспечению строгого соблюдения догматики и еврейского религиозного права во всех сферах жизни израильского социума. Если верить историям Библии, основание иудаизма произошло среди бессмысленных кровопролитных сражений с законными коренными жителями Ханаана. При этом огромное количество библейских высказываний можно использовать для поддержки насилия и агрессии во имя религии. В Исходе 15:3 говорится, что Бог любит войну. Второзаконие 7:1 говорит израильтянам о том, чтобы занять свою будущую землю и уничтожить первоначальных жителей, потому что они неверные. Второзаконие 13:6-9 говорит, что если ваши родственники или друзья попытаются заставить вас поклоняться другим богам, вы должны убить их без пощады.
Ислам. Эта религия насквозь пронизана фундаменталистскими взглядами. Первые четыре халифа правили в атмосфере большого насилия между мусульманами, которое привело к расколу между суннитами и шиитами. С самого начала, из первых четырех преемников Мухаммеда трое были убиты. В 9-й суре («Покаяние», аят 29) Корана содержится призыв пророка Мухаммеда к открытой борьбе: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными».
Исследование, проведенное в 2014 г. показало, что «41% людей в Пакистане поддерживали акты смертоносного насилия в защиту ислама. 39% таких же последователей было в Ливане, 15% в Индонезии, 13% в Марокко и 57% в Иордании. Даже в светской Турции 14% считают, что терроризм совершается во имя ислама». Исламские фундаменталисты верят в буквальное толкование Священного Корана и хадисов, и пытаются внедрить шариат в каждый аспект исламской общественной жизни. Исламский фундаментализм усилился в последние годы и в настоящее время существует как базовый для правовых систем во многих исламских государствах мира.
Однако опрос, проведенный Исследовательским центром Pew среди мусульман в 39 странах, показал, что не все мусульмане хотят права шариата, официального юридического кодекса, основанного на Коране и других исламских писаниях в их стране. Спектр убеждений был очень широкий: в Афганистане (99%) и большинство в Ираке (91%) и Пакистане (84%) поддерживают законы шариата в качестве официального права. Но в Восточной Европе и Центральной Азии, включая Турцию (12%), Казахстан (10%) и Азербайджан (8%) - относительно мало мусульман ратует за реализацию закона шариата. «Считается, что ислам - некая воинственная религия, которая призывает убивать неверных. Это не так, поскольку ислам как философия, как Коран мало чем отличается в этом отношении от Торы, евангелических проповедей или других ближневосточных монотеистических течений», - подчеркивает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Б. Горин. Ислам - это самая молодая из мировых религий и самая политизированная среди них, самая сильная по своему влиянию на политику. Мировоззрение мусульманина вообще носит очень юридический и политический характер, его поведение в жизни расписано досконально в законах шариата. Как говорил уже в XX веке духовный лидер иранской исламской революции Хомейни: «Ислам - это политика и только политика. Все остальное – вторично».
Индуизм. Индуизм, будучи древнейшей национальной религией, не признает верховную власть какого-либо священного текста, пророка или Бога. Индуизм представляет собой комплекс из нескольких групп убеждений, основанных на большом количестве священных текстов, включая Веды, Бхагавад Гита, Упанишады и Брахманы. Следовательно, в этой религии присутствует несколько направлений фундаменталистов. Главное назначение индуистского фундаментализма, который взяли на свое вооружение правые националисты - борьба с исламом (Крессель).
Буддизм. Буддизм не имеет практического проявления фундаментализма, поскольку эта религия основана на пропаганде мира и ненасилия, таким образом, принуждение любого рода не практикуется ее последователями. Тем не менее, различные формы буддизма в разное время были орудиями войны и насилия. Буддийские секты спорили и боролись за свою доктрину, за гордость и национальную независимость насилием и крайними методами. Например, представителей буддистских сект в Японии ученые иногда относят к фундаменталистам за их отрицание всех других форм буддизма. Война за национальную независимость на Шри-Ланке во II веке до н.э. шла под лозунгом: «Не для королевства, а для буддизма».
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что религиозные фундаменталисты всех религий мира имеют в основе своих идеологий и практических действий несколько универсальных базовых постулатов:
во-первых, они не разбираются с фактами и причинами, приведшими к модернизации религиозной идеологии, они подвергают сомнению любые мотивы, аргументы и убеждения, они просто должны вернуться к основам своей веры, содержащим начальный доктринальный набор ценностей и убеждений, благодаря которому они идентифицируют свое религиозное учение как фундаментальную истину, противостоящую силам зла;
во-вторых, идеализация какой-либо прошлой эпохи в сочетании с убеждением, что мир пошатнулся. У них нет заботы о земных доказательствах, за исключением тех, которые санкционированы религиозной системой. Абсолютный критерий истины, выступающий в качестве цели жизни, содержится для них только в Священных книгах каждой религии. Логика – это не их метод. Они склонны совершать логические ошибки, проецировать желаемые результаты, преувеличивать значимость информации, которая хоть чуть-чуть совпадает с их предрассудками, а также умалять или игнорировать информацию, которая противоречит их субъективизму;
в-третьих, они с благоговением относятся к своему Высшему разуму (Богу), помогают ему в достижении заявленной им цели для всего человечества, а также готовы взять на себя роль «защитника Божества» от всех высказываемых оскорблений. Их враги – те, кто придерживается противоположных взглядов, потому что они «чужие», аморальные, нечестные, недобросовестные, злобные, жестокие и т.д.;
в-четвертых, слепая уверенность или близость к фундаменталистской позиции, сопровождающаяся божественным предназначение, резко меняет природу их сознания, они становятся полностью внутренне рациональными, уверенными в получении вечной награды, а мученичество перестает быть полностью самопожертвованием, они интенсивно сосредотачиваются на жизни после смерти. Свои аргументы они формулируют в виде запугивания своих противников: «Ты не согласен с нами – ты слуга дьявола и должен гореть в аду!»;
в-пятых, в своей деятельности они прибегают к эпитетам, простым и понятным всем лозунгам, «наклеивают» на своих врагов ярлыки, делают публичные заявления или суждения, однако практически не имеют доказательств, или вообще «все сваливают в одну корзину». Почитание своего религиозного лидера и слепая уверенность в правильности своего религиозного видения – вот их главный стиль жизни;
в-шестых, они постоянно стремятся идентифицировать себя с точки зрения того, кто их враги, кого они ненавидят, и кто их ненавидит. Это приводит к тому, что они становятся часто эмоционально и психологически связанными с теми, кто противостоит им на религиозном идеологическом поле, а также к непроизвольному подражанию действий своих оппонентов.
Таким образом, религиозный экстремизм зарождается в лоне фундаментализма и представляет собой агрессивное конфессионально-политическое течение, в основе которого лежат субъективные толкования вероучений, использование крайних методов действия для достижения поставленной цели, нетерпимость к представителям других конфессий или жестокое конфликтное противоборство в границах одной конфессии.